Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
14.10.2015

Способы участия граждан в защите окружающей среды

Способы участия граждан в защите окружающей среды - Издания и публикации Центра ЭКОМ - Участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды - технологии общественного участия Что есть на сайте Актуальная кампания: Подписка на новости Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте Способы участия граждан в защите окружающей среды Сохранить ссылку: : : Участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды Издания и публикации Центра ЭКОМ Участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды Подготовлено при поддержке Российского регионального экологического центра Карпов СПб Общество естествоиспытателей, инициативная группа «Диалог-21», Афиногенов Северо-Западная академия государственной службы, инициативная группа «Диалог-21». Представлено на семинаре "Совершенствование системы участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений в России", Москва 27-28 марта 2000 г. Предлагаемый для способы участия граждан в защите окружающей среды обзор рассматривает социальные условия для реализации участия общественности в принятии социально и экологически значимых решений. По нашему мнению способы участия граждан в защите окружающей среды участие базируется на трех равноправных "китах": политической культуре общества, законодательстве, декларирующем и обеспечивающем права граждан, и ресурсах, доступных гражданам для реализации их прав. Настоящий обзор построен в соответствии с этой схемой. Каждый раздел включает введение, описание типичных проблем, обсуждение и рекомендации. Формулировки проблем по возможности проиллюстрированы примерами из практики. Изложение примеров достаточно схематично из-за ограниченного объема обзора. Более подробные описания будут опубликованы впоследствии. Список проблем в каждой из трех обозначенных областей, также как и список примеров, не являются исчерпывающими: одна из задач планируемого обсуждения заключается в их расширении и систематизации. Другой задачей, вне сомнения, является обсуждение и дополнение списка рекомендаций. Следует заметить, что авторы обзора испытывали затруднение при формулировке рекомендаций, поскольку их адресность зависит от состава и мнений участников способы участия граждан в защите окружающей среды. Поэтому мы способы участия граждан в защите окружающей среды своей задачей в большей степени формулировку проблемного поля и его систематизации. При подготовке обзора были использованы материалы семинаров, дискуссий исследований, проведенных в разное время различными организациями, представленными в инициативной группе "Диалог-21" Авторы приносят глубокие благодарности всем членам этой группы, сотрудникам и добровольцам, принимавшим участие в исследованиях и организации семинаров. Мы также хотим выразить благодарность нашим респондентам, чья откровенность и благожелательность позволила собрать бесценный материал. Возможности для реализации прав граждан на участие в принятии решений по социально-значимым проблемам, в том числе экологическим, тесно связано с демократическими традициями общества. Предшествующая история определяет не только правовое поле, которое достаточно инерционно, но и социальные и культурные стереотипы поведения. Культура взаимодействия между администрацией и населением, между различными социальными группами меняется еще более медленно, чем совокупность законов и практик правоприменения, составляющих правовое поле. Если страны европейской демократии двигались к "демократии участия" от классической либеральной демократии через плюралистическую демократию см. Приложение 1причем переход это совершался на протяжении жизни нескольких поколений, то для стран ННГ отправной точкой является совершенно иная традиция коллективистской демократии. Десятилетия практического политического опыта не могут не отражаться в восприятии населением пост-советского пространства идей и механизмов, предлагаемых мировым сообществом. Восприятие предлагаемого понятийного аппарата происходит через призму привычек и сложившихся стереотипов. Поэтому, даже тщательно выполненный перевод не решает проблему объяснения сущности таких документов, как Орхусская конвенция или рекомендации по ее реализации. В практической деятельности адвокаты гражданского участия сталкиваются с разнообразными примерами того, как устойчивые стереотипы вступают в противоречие с идеей демократии участия. Некоторые стереотипы, представляющие наибольший интерес и значимость, приведены ниже. Термин "общественность", который широко используется при обсуждении вопросов участия, большинство жителей России, кроме узкой группы профессионалов, воспринимает в традиционном смысле "активной части населения, способной выразить и отстаивать свой общественный интерес". В связи с тем, что социальная активность населения в протестной сфере падает отчасти по экономическим причинам, отчасти благодаря тому, что появляются возможности непротестной самореализации довольно часто звучит мнение о бесперспективности общественных обсуждений и пр. Способы участия граждан в защите окружающей среды практической работе не используются понятия «затрагиваемая» и «заинтересованная» общественность и связанная с ними методология выделения целевых групп по признакам ущемления интересов в результате реализации намечаемой деятельности или активной артикуляции заинтересованности. Не осознается правовой смысл понятия "общественность" и важность различения «не-общественности» для того, чтобы методологически правильно организовать процесс общественного обсуждения. Например, вопрос кого и как приглашать на общественные слушания, чаще всего решается путем приглашения известных организаторам и симпатичных им людей, иногда — представителей общественных организаций. Общественным обсуждением пытались назвать мероприятие в администрации Выборгского р-на Петербурга по обсуждению проекта уплотнения жилой застройки, на котором присутствовали, в основном, подчиненные главы территориального управления. Аналогичным образом было организовано обсуждение способы участия граждан в защите окружающей среды Балтийской трубопроводной системы в администрации Всеволожского района Ленинградской области. Только жесткая позиция представителя общественной организации не позволила проектировщикам БТС назвать общественными слушаниями способы участия граждан в защите окружающей среды рабочее совещание по проекту, в котором принимали участие исключительно представители государственных контролирующих ведомств и эксперты, участвующие в проектировании. Традиционные модели организации общественного участия. Способы участия граждан в защите окружающей среды администрация, и бизнес заинтересованы в том, чтобы создать себе удобного партнера, который будет «представлять общественность». Таковыми становятся общественные советы ОСобщественные палаты и пр. Часто они создаются при администрации или ведомстве, причем получают те или иные преференции для выполнения своих функций "представления общественности" и выражения общественного мнения. Формирование таких структур иногда приветствуется и неправительственными организациями НПОпоскольку это наиболее привычная "советская" модель. Реально это одна из форм манипуляции. Типичные проблемы ОС — отсутствие методологической базы для демократической процедуры избрания представителей общественности в ОС; отсутствие реальных механизмов связи между общественно активными группами, населением и ОС; "универсальность" состава ОС при рассмотрении любых проблем, хотя они могут затрагивать совершенно различные группы интересов; и практическая несменяемость членов ОС во времени. Создание таких советов является обойти внедрение механизмов информирования и вовлечения общественности в процесс принятия решений. В Великих Луках Псковской области Общественная палата создана распоряжением главы администрации для того, чтобы "придать ей вес" и стимулировать проведение общественных обсуждений именно в рамках этой структуры. Кроме того, на нее пытаются возложить роль посредника в разгорающемся противостоянии между главой администрации и депутатами городской Думы. В то же время уже создаются условия для реального обеспечения участия общественности. В Петербурге Трансграничным экологическим информационным агентством был выпущен справочник общественных экологических организаций, включающий около 160 организаций, снабженный вспомогательным аппаратом - классификацией организаций, справками о направлениях их деятельности, телефонами и пр. Эта информация вполне достаточна для того, чтобы создавать "mailing lists", осуществлять целенаправленное приглашение организаций. Тем не менее, неоднократно приходится слышать от представителей государственных структур и заказчиков мнение о том, что "160 — это слишком много, нам нужна какая-то одна структура, через которую мы могли бы получить одобрение общественностью нашего проекта". Следует отметить, что в западных руководствах упоминается до 50 различных методик организации общественного участия, большинство из которых просто не известно в России тем, кто отвечает за организацию диалога с общественностью. С другой стороны, в свете "признания народа единым однородным целым" мотивация внедрения методов поиска и выявления различных групп интересов просто отсутствует. При организации мероприятий обычно очень много внимания уделяется тому, чтобы участвовала «компетентная» общественность, специалисты. Помимо того, что это также манипулятивный подход после обсуждения мнение специалистов может и не приниматься во вниманиеон демонстрирует пренебрежение к человеческим ценностям, носителем которых является население, и проводит границу между населением и "лицами, принимающими решения". Конфронтационные и патерналистские модели поведения. Взаимоотношения населения и властей характеризуются следующим парадоксом: население не доверяет инициативам, предложенным «сверху», но в то же время ждет, что администрация "все сделает", особенно, когда это касается вопросов окружающей среды. С другой стороны, представители государственных органов и эксперты в области экологии обычно рассматривают население способы участия граждан в защите окружающей среды качестве "просвещаемых", а повышение экологической грамотности — как простой процесс передачи знаний от более информированных к менее информированным. Возможность обратной связи, "community-based learning" может даже не упоминается при планировании кампаний по экологическому просвещению. На заседании экологической группы проекта по стратегическому сотрудничеству администраций Петербурга и Ленинградской области обсуждалась возможность проведения кампании за рациональное потребление воды горожанами. Так как это была не первая попытка такого рода, участники — эксперты научных учреждений и администраций, стали называть те меры по экономии воды, которые, с их точки зрения, стоит пропагандировать. В черновик проекта вошли мероприятия по распространению информации среди населения, однако никто не предложил выяснить, а что же, собственно, мешает населению выполнять эти давно известные рекомендации? И представители НКО, и администрация очень часто рассматривают конфликтную модель взаимодействия в качестве основной. Корни этого взгляда уходят в прошлое студенческих дружин охраны природы и протестного движения конца 80-х. В настоящее время огласку через СМИ также, в основном, получают случаи, связанные с противостоянием и протестом. На семинаре по вовлечению общественности в управление лесами участникам была предложена ролевая игра "Найди общественность" на примере проекта создания лесопитомника. В трех группах и чиновники, и представители эко-НКО одинаково высказывали замешательство: проект явно неконфликтный, где же здесь может быть общественность? В Центре независимых социологических исследований в Петербурге ведется мониторинг прессы по различной тематике, связанной с социальными движениями. В том числе собираются публикации, "касающиеся экологии", однако точно эта сфера не определена. Когда коллекция была проанализирована сотрудницей Центра, непосредственно участвующей в экологическом движении, она с удивлением обнаружила там только публикации, касающиеся акций протеста. Обычно именно в них четко отражается участие и роль общественных экологических организаций. Обсуждение: какие существующие российские традиции могут нам помочь в развитии общественного участия? Серьезный вопрос, который требует внимательного обсуждения среди активистов экологического движения, заключается в следующем: возможно ли реализовать правовые модели западной демократии участия в традиционной среде коллективистской демократии? В отличие от европейского сознания, в России тезис об обслуживании интересов населения нанятыми для этого государственными чиновниками не воспринимается практически. Государство скорее осознается как "власть" и "сила", самостоятельный игрок, имеющий собственные интересы, нежели как регулятор взаимодействия различных частных и общественных интересов. Сложившаяся политическая культура связывает участие скорее с выработкой политических решений, нежели с принятием населением ответственности за экологические и социальные последствия конкретной деятельности. Следует отметить, что описанные выше особенности восприятия характерны как для представителей государственных структур и ведомств, так и для участников экологического движения, если только они не обучались специально. Так что речь идет не только об изменении позиции чиновников, но об изменении стереотипов массового сознания, что представляется неизмеримо более сложной задачей. Как и в других сферах природоохранного дела, только совершенствование правовой базы не даст удовлетворительного результата. Для достижения реальных изменений в обозримой перспективе необходима опора на уже существующие традиции, которые вписываются в концепцию «демократии участия». Их необходимо найти и выделить среди множества общераспространенных. Нужна методология поиска, привлечение исследователей-политологов, специалистов по связям с общественностью; необходимо осознание связи между культурой и реализацией права. Рекомендации Учитывая прецедентный характер общественного участия, следует расширять контакты экологического движения с другими социальными движениями, имеющими целью участие граждан в принятии решений. В качестве конкретных предложений можно назвать сотрудничество в области участия граждан в принятии решений по вопросам градостроительной деятельности совместно, например, с организациями инвалидов, комитетами общественного самоуправления и др. Внутри экологического движения следует "уравнять в правах" непротестные методы вовлечения общественности в принятие решений, в том числе по сугубо локальным проблемам, чтобы расширить социальную базу движения. Публикация и тиражирование позитивных примеров является общеизвестной технологией продвижения новых идей; однако, нужны и другие методы. Необходимо обратить внимание на образовательные программы, находящиеся за пределами экологических дисциплин: связи с общественностью, администрация и управление, менеджмент, политология, журналистика, поскольку именно они формируют завтрашнее восприятие проблем общественного участия, гражданской активности. Программы по вовлечению общественности в том числе разработка РПДООС и др. Ролевые игры не являются оптимальным инструментом обучения в данном случае, если они ориентированы лишь на перераспределение ролей в привычном культурном контексте. Взгляды, которые следует изменить, как уже было сказано, в одинаковой мере разделяются различными участниками социально-политических процессов, поэтому как показывает опыт ролевые игры обычно лишь воспроизводят известные непродуктивные модели взаимодействия общественности и официальных структур. Правовая база общественного участия Особенности правовой базы ОУ Участие граждан в принятии решений является важнейшим принципом демократии и обеспечивается правом народа на осуществление своей власти как непосредственно, так и через своих представителей, которое закреплено в Конституции РФ. Кроме того, в ней закреплено участие граждан в управлении государством. Таким образом, данная область относится к конституционному праву, но фактически ее развитие в настоящее время происходит в отдельных неспециальных законах и подзаконных актах самой разной отраслевой принадлежности. Вопросы о законодательном закреплении участия общественности решались по мере их возникновения в какой-либо отрасли права. Они чаще всего встречаются там, где при создании нормы разработчики "наталкивались" на необходимость определения участия общественности. Такая необходимость, как правило, возникает в тех случаях, когда права общественности населения, жителей, граждан и т. Приложение 2, столбец 1. Есть также случаи, когда сложившиеся традиции диктуют необходимость участия общественности в принятии решений. Правда далеко не всегда это осознается, и соответствующие нормы часто нуждаются в доработке, чтобы отвечать требованиям участия общественности в полном смысле слова. В законе Санкт-Петербурга «О целевых программах Способы участия граждан в защите окружающей среды предусмотрено участие общественности в процессе создания целевой программы: подача заявок на разработку целевой программы, участие в рабочей способы участия граждан в защите окружающей среды по проекту, участие в конкурсе на исполнение программы, контроль за исполнением программы. Несмотря на хаотичность норм, регулирующих УО, созданное правовое поле является весьма обширным, открывающим большие возможности. Но поскольку демократические традиции в России не развиты и культура участия не сформирована, нормы ОУ, заданные в общем виде, реализуются, как правило, формально. Таким образом, можно назвать две основные особенности нормативной базы ОУ в России: Обширное правовое поле, предоставляющее значительные возможности для развития механизмов ОУ; Хаотичный характер заполнения этого поля по отраслевому принципу. Проблемы: Бессистемность развития отрасли права общественного участия Бессистемность развития отрасли права общественного участия приводит к тому, что тем, кто пытается реализовать, а тем более отстоять свое право на участие, приходится осваивать огромный массив самых различных нормативных актов. Не только общественность, но и чиновники, и судьи зачастую не знают многих норм, что еще более затрудняет процесс реализации права на участие. Из-за несогласованного нормотворчества между действующими нормами много противоречий и путаницы. Можно сказать, что развитие общественного участия во многом тормозится хаотичностью имеющейся правовой базы. Положения, определяющие участие общественности в принятии решений содержатся в следующих федеральных законах: "Об охране окружающей природной среды", "Об общих принципах способы участия граждан в защите окружающей среды местного самоуправления в РФ", "Земельном кодексе", "Градостроительном кодексе", "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "Об экологической экспертизе", "О референдуме", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Кроме федеральных законов в каждом субъекте федерации существуют региональные законы. Помимо них на всех уровнях действуют подзаконные нормативные акты. В действующем законодательстве для названия субъектов права на участие часто используются термины, не имеющие определения население, жители, общественность, затрагиваемая общественность и др. Приложение 2, столбец 2. Не способы участия граждан в защите окружающей среды также, кого считать "не общественностью" куда относить экспертов, работающих над проектом, подрядчиков и т. Это также затрудняет практическое осуществление права на участие общественности. Иллюстрируют данную проблему уже приведенные примеры "слушаний" по поводу уплотнения жилой застройки в Выборгском районе, проекта балтийской трубопроводной системы во Всеволожском районе, создания общественного совета в Великих Луках. Регламентация процедур участия Очень мало четких форм, процедур и технологий участия общественности, а существующие - в большинстве случаев не удовлетворяют всем потребностям, хотя есть позитивные прецеденты разработок на местном уровне. На федеральном уровне есть лишь две достаточно проработанные формы общественного участия: референдум и общественная экологическая экспертиза. Другие формы если и названы, то не имеют четкой регламентации. Эта проблема особенно актуальна у нас в стране, где не сформирована культура и мало традиций общественного участия. Отсутствие законодательно закрепленных механизмов приводит к тому, что право на общественное участие остается на уровне декларации см. Приложение 2, столбец 3. С точки зрения реального правового обеспечения общественного участия в принятии решений разработка таких способы участия граждан в защите окружающей среды и процедур является наиболее необходимой и способы участия граждан в защите окружающей среды. К тому же без подобных механизмов общественное участие становится малоэффективным и тем самым дискредитируется сама идея. На круглом столе по проблемам воздействия Балтийской трубопроводной системы на курортную индустрию региона, организованном экологическими НПО, разработчики проекта заявили, что они "проводили общественное обсуждение проекта путем публикации статей в СМИ". На другом мероприятии по этому проекту вице-губернатор Ленинградской области заявил, что "общественные слушания — это когда общественность слушает". Положительным примером в данном случае может служить Закон Москвы "О защите прав граждан в ходе реализации градостроительной деятельности", в котором предусмотрены права граждан на различные формы участия в принятии способы участия граждан в защите окружающей среды о размещении и строительстве различных объектов — это сход граждан, общественные слушания, направление замечаний, рекомендации. Проблема ответственности Строго говоря, существо проблемы ответственности коренится не в праве, а существующей практике оценки возможных последствий тех или иных решений, проектов и т. Эта практика досталась в наследство от советских времен, когда считалось, что любой объект должен отвечать требованиям абсолютной безопасности, поэтому никакие расчеты рисков не проводились. В настоящее время ситуация начинает меняться, формируется новый подход к безопасности и появляются нормы, требующие оценки вероятности аварии и степени риска. Но эти нормы еще часто недостаточно разработаны. В частности вопрос ответственности за принятые решения еще не связан с уровнем способы участия граждан в защите окружающей среды и территорией его распространения. Не определены принципы разделения ответственности между субъектами решения и способы обеспечения такой ответственности. Этот вопрос напрямую затрагивает общественность, когда она участвует в принятии решений. Возможным выходом здесь может быть страхование ответственности. Примером здесь является вся российская, а прежде — советская практика, когда после аварии на объекте выясняется, что виновных организаций проектировщиков, строителей и т. Обсуждение: существует ли в России право на участие и можно ли его защитить? Хотя право на непосредственное участие в управлении государством заложено в Конституции, де-факто, эта область права практически не разрабатывалась как самостоятельная сфера. Имеются лишь эпизодические и бессистемные способы участия граждан в защите окружающей среды что-то сделать на уровне отдельных законов, пусть даже высокого уровня Градостроительный кодекс. Способы участия граждан в защите окружающей среды в новых текстах доминируют модели советской эпохи, которые не соответствуют сегодняшним реалиям. Поэтому весьма важно определить, что можно предпринимать и требовать в рамках существующего российского законодательства по общественному участию в аспекте наших традиций и обычаев. Законодательство должно с одной стороны учитывать культурные особенности, а с другой воздействовать на формирование желаемых качеств культуры — этот принцип должен быть положен в основу развития правовой базы общественного участия. Необходимо создать систематический сборник действующих правовых норм, регламентирующих участие общественности в принятии решений. При этом нужно учитывать специфику регионального законодательства каждого субъекта РФ. Повышать правовую культуры в сфере общественного участия членов всех экологических и других некоммерческих неправительственных организаций, а также чиновников и предпринимателей путем распространения правовых знаний и обмена опытом. Собирать, анализировать и обобщать положительные практики общественного участия с точки зрения использованных форм, процедур и технологий с целью формирования предложений по их нормативному закреплению. Необходимо создание рамочного федерального закона, который введет в оборот основные понятия субъекты общественного участия, информация, представляющая общественный интерес, процедуры раскрытия и засекречивания информации, собственно участие общественности и др. Формирование местной нормативной базы также необходимо продолжить. Продвижение региональных законов гораздо менее сложный процесс, чем законов федеральных. Одновременно необходимо отслеживать эффективность ее применения и возникающие проблемы с целью подготовить основу для федерального законодательства. Менеджмент процесса общественного участия. Проблемы: Коммуникации в обществе. Возможность высказать свою точку зрения и услышать мнения других заинтересованных сторон имеет важнейшее значение для практической реализации ОУ. В свою очередь эта возможность определяется социальной доступностью методов и каналов коммуникации. В настоящее время спектр используемых коммуникативных приемов чрезвычайно узок. В типичном случае принятия решения по какому-либо проекту основными способами получения информации являются либо индивидуальные переговоры например, представителей общественных организаций с администрацией или инициатором деятельностилибо публикации в СМИ. Сравнительно редко и неэффективно используются встречи с населением, депутатские и общественные слушания, горячие телефоны, листовки и пр. Однако ни индивидуальные встречи, ни вещание через СМИ не дают возможности отразить позицию заинтересованной общественности в обсуждении и учесть ее в окончательном решении. С другой стороны, общественность не имеет способы участия граждан в защите окружающей среды знакомиться с позицией многочисленных ведомств, и других участников обсуждения, и ее изменением. В реальной практике отсутствие доступных каналов коммуникации с затрагиваемой общественностью приводит к отказу от попыток общественного обсуждения. При обсуждении проекта строительства нефтеперерабатывающего завода в г. Пестово Новгородской области глава администрации обещал отселить жителей из частных! Активисты местной экологической организации обнаружили, что с жителями этот вопрос никак не обсуждался. Единственным способом выяснить мнение этих жителей было пройти по домам и поговорить индивидуально с каждым, поскольку местные СМИ не пользуются популярностью, уличные комитеты не функционируют, традиционных общественных мероприятий в этом районе не проводится. Естественно, заказчик проекта не делал попытки способы участия граждан в защите окружающей среды его с каждым. Жители узнали о проекте от экологических активистов, однако они были лишены возможности получить информацию из первых рук, услышать мнение экспертов и соседей. График реализации Как правило, график реализации проекта или принятия решения строится без учета общественного обсуждения. Законодательно временные рамки не установлены, часто времени на подачу комментариев от общественности отводится даже меньше, чем для работы нанятых или государственных специалистов. Сжатый или нечеткий график является одним из способов избежать вмешательства общественности. Администрация Ленинградской области пригласила общественные организации на слушания по проекту Экологического кодекса ЛО. Участники получили текст документа около 40 стр. Им было предложено в течение недели подать свои замечания в форме постатейных комментариев. При ближайшем рассмотрении законопроект оказался совершенно "сырым" и вызвал многочисленные возражения по концепции, которые никак не укладывались в форму постатейных комментариев. Как показал последующий мониторинг, срок получения замечаний от официальных органов по этому законопроекту составил от месяца до способы участия граждан в защите окружающей среды. Повторное обсуждение с общественностью не состоялось, хотя было запланировано. «Бесконечность» процесса принятия решений Сложившаяся практика принятия решений по проектам, демонстрирует многочисленные примеры того, что решение никогда нельзя считать способы участия граждан в защите окружающей среды окончательно. С одной стороны, мы видим примеры попыток обойти решения референдумов и экологической экспертизы, попыток разрушить жесткость самих этих механизмов. С другой стороны принятые даже на уровне Правительства РФ что должно подразумевать их качественную подготовку решения оспариваются в суде или не выполняются в результате активных общественных кампаний протеста. Этот факт — то, что по важным вопросам окончательное решение не может быть принято, если возник серьезный конфликт, осознается как участниками экологического движения, так и представителями "противной стороны", что влияет на выбор их долговременной стратегии. Исходя из этой реальности, инициаторы деятельности пытаются задавить или «замаслить» конфликт при возникновении, но не решить его. Документы, которые выносятся на обсуждение Одним из следствий неопределенности регламента и постоянного ожидания инициатором деятельности какого-то подвоха является то, что на обсуждение не выносятся проекты в ранней стадии, не обсуждаются графики и регламенты. Обычно на обсуждение стремятся вынести готовый документ, чтобы избежать критики способы участия граждан в защите окружающей среды отсечь нелояльную общественность. Следует отметить, что причины этого лежат также в непрофессионализме тех, кто готовит проекты решений — в своей предметной области или в сфере связей с общественностью; в традиционной борьбе конкурентных групп за доступ к уху и руке начальника, подписывающего документы. Здесь мы также сталкиваемся с одним из стереотипов сознания: многие всерьез полагают, что критика есть единственная форма обсуждения, и стремятся максимально защитить себя от нее. В электронной сети ENWL прошла информация о том, что одна из экологических организаций готовит проект регионального закона по ООПТ. Однако текст законопроекта представлен не был, попытки получить его у разработчика были отклонены. Позже автор сообщения способы участия граждан в защите окружающей среды сети признался, что получил выговор от своих коллег за излишнюю разговорчивость: по их мнению подготовку законопроекта надо хранить в тайне, чтобы избежать появления альтернативных проектов со стороны мощных лоббистских группировок. «Узкий круг» Еще один прием, который продиктован информационной «непрозрачностью» общества способы участия граждан в защите окружающей среды другими вышеназванными причинами, это формирование «общественности на все случаи жизни» в виде общественных советов, палат и пр. Хотя эта форма взаимодействия имеет очевидные достоинства — возможность глубокого участия в подготовке решений, ее валидность подрывается отсутствием реальных механизмов отчетности таких структур перед обществом. Вообще, существующий менеджмент общественного участия не учитывает тенденцию к росту числа активных граждан, НПО, которые, как правило, не склонны артикулировать способы участия граждан в защите окружающей среды интересы через уже существующие структуры. Организация общественного участия — это затратный процесс. Но средства на него не закладываются в бюджеты ни инициатором, ни местным самоуправлением, ни общественными организациями. Положения закона "Об экологической экспертизе" и других сформулированы таким образом, что ответственность за способы участия граждан в защите окружающей среды общественного обсуждения ложится на органы местного самоуправления. Вместе с тем, Закон о бюджете Петербурга, например, практически не оставляет муниципалитетам возможности финансировать подобные мероприятия. Тем более неясно, каким образом планировать затраты на финансовый год, поскольку они зависят от количества вносимых проектов и скорости их реализации. В том случае, если проведение работ будет оплачивать муниципалитету заказчик проекта, возникнут очевидные трудности с доверием к результатам такого обсуждения. Для неправительственных организаций возможность получения финансирования из фондов на эти цели ограничена, в основном, проведением общественной экологической экспертизы и кампаний экологического просвещения. Кроме того, грантовое финансирование очень редко удается получить в срок — к моменту, когда действительно нужно проводить экспертизу или кампанию. Другие приемы манипулирования и противодействия НПО из выступления Очевидно, что реализация положений Орхусской конвенци на практике потребует перераспределения ресурсов. Речь идет не только о финансовом выражении затрат на организацию процесса общественного участия, но и о механизмах финансирования, обеспечивающих его независимость. Кроме того, для организации общественного участия необходимы ресурсы, которые не могут появиться быстро: специалисты, простроенные системы коммуникации в обществе, организационные ресурсы гражданских групп и НКО и другие. Критическим фактором, тормозящим развитие этой сферы, является также очень слабый менеджмент внутри государственных и бизнес-структур. Поэтому вопрос о том, в какой степени мы организационно готовы к реализации права граждан на участие в принятии решений, представляется довольно актуальным. Важнейшие условия, которые способствуют рациональной организации процесса гражданского участия, заключаются в следующем: ясно понимаемая социальная структура общества с выраженными формально способы участия граждан в защите окружающей среды виде НКО, ассоциаций и пр. Рекомендации: В целом, поведение участников процесса определяется тем, способы участия граждан в защите окружающей среды ли они возможности для удовлетворения собственных интересов и защиты собственных прав в рамках правового поля, или нет. Возможность может присутствовать способы участия граждан в защите окружающей среды, но быть недоступной из-за высокой «цены» участия или цены организации участия для инициатора. Организационное развитие процедур общественного участия должно быть направлено на снижение цены участия, повышение прозрачности и доступности процедур. Заинтересованным сторонам следует начать формулировать свои позиции и вырабатывать предложения по поводу того, как формализовать способы участия граждан в защите окружающей среды ограничить процесс принятия решений определенными шагами, как предотвратить неопределенность его результатов для инвесторов и общественности. Необходимо внедрение отсутствующих пока процедур, которые позволяют взвешивать мнения различных сторон по поводу конкретного проекта в открытом состязательном процессе. Последнее является ключевым звеном в системе участия общественности. Другими важными предпосылками являются простраивание систем двусторонней, многосторонней коммуникации на местном, региональном и федеральном уровнях, а также создание центров по доступу к информации и участию общественности. Такие центры могли бы соединить работу по проведению общественных слушаний, семинаров и пр. Концентрация функций будет способствовать концентрации ресурсов и позволит существенно продвинуться в этом направлении. Центры доступа к информации могут развиваться на базе общественных экологических библиотек, ресурсных центров или при сотрудничестве НКО и библиотек или других центров социальной активности граждан. Способы участия граждан в защите окружающей среды обратить внимание на подготовку специалистов в этой области и формирование рынка услуг таким образом, чтобы его дальнейшее развитие происходило под влиянием фактора конкуренции. При этом необходимо учитывать влияние уже сложившегося рынка PR-услуг, который будет оказывать размывающее воздействие на практическую реализацию концепций общественного участия подмена техник участия манипулятивными техниками. Необходимо улучшить понимание всеми заинтересованными сторонами современной динамично формирующейся социальной структуры общества способы участия граждан в защите окружающей среды за счет взаимодействия экологического движения с экспертами и практиками других специализаций, целенаправленного обучения и консультаций. Необходимо добиваться выделения бюджетов на организацию вовлечения общественности в процесс принятия решений, в том числе особо по проектам, способы участия граждан в защите окружающей среды международными агентствами развития и международными кредитными институтами. Минимально бюджеты должны включать оплату координаторов программ общественного участия, средства на проведение мероприятий по выявлению информированию заинтересованной общественности, обсуждение проекта, а также на совместное обучение участников проекта и лидеров общественного мнения. Необходимо добиваться участия экологических фондов в финансировании программ способы участия граждан в защите окружающей среды участия. Типы демократических систем правления их основные черты. Классическая либеральная демократия характерна для периода становления западных демократий вплоть до 30-х годов 20 века. Ее черты: Индивидуалистичность, способы участия граждан в защите окружающей среды личности первичным и главным источником власти; приоритет прав индивида над законами государства. Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния. Ограничение компетенции способы участия граждан в защите окружающей среды сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т. Разделение властей, создание системы сдержек и противовесов, как условия эффективного контроля граждан над государством. Ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы. Коллективистская демократия отражает стремления к созданию гармонии в обществе на основе единства общей воли. Примером таких обществ служат тоталитарные государства бывшие и ныне существующие, в которых тем не менее действуют символические демократические органы. Черты: Признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие еще до своего осознания общий интерес и волю. Предположение об отсутствии противоречий внутри народа; политическая оппозиция рассматривается как патология или враг, подлежащий насильственному устранению. Понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества. Тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, полная беззащитность меньшинства, в том числе отдельной личности. Устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое - государство - и без того заинтересовано в благополучии своих составных частей. Всеобщая политическая мобилизация, преимущественно прямое участие граждан в управлении; представительные органы и должностные лица рассматриваются лишь как проводники воли народа, его слуги. Обеспечение социальных условий участия граждан в управлении. Плюралистическая демократия стала формироваться, когда "великий кризис" и появление СССР заставили во многом пересмотреть принципы классического либерализма в сторону усиления роли государства в экономической и социальной сферах жизни. Черты: Заинтересованная группа — центральный элемент демократической политической системы; она гарантирует реализацию интересов, прав и свобод личности. Общая воля рассматривается как результат конфликтного взаимодействия различных групп и компромиссов. Она формируется в процессе "примирения", уравнивания многообразных интересов. Соперничество и баланс групповых интересов - социальная основа демократической власти, ее динамика. Сдержки и противовесы распространяются не только на государственную институциональную сферу, но и на социальную область, где сталкиваются интересы групп-соперников. Государство способы участия граждан в защите окружающей среды не "ночной сторож", а орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость. Представительная демократия и демократия политического участия — направление движения современных западных демократий, попытка объединить положительный опыт, накопленный за весь период развития демократических государств, тенденция следовать принципу "больше демократии". Черты: Представительная демократия Демократия политического участия Компетентное и ответственное перед народом представительное правление. Демократия как универсальный принцип организации всех областей общественной жизни. Воля народа выражается непосредственно на выборах, а также делегируется представительным органам. Участие граждан непосредственно в политическом процессе — в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также в контроле за их способы участия граждан в защите окружающей среды. Разделение властей и верховенство власти парламента. Максимальный учет интересов граждан в политике. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля. Преодоление политического отчуждения граждан. Конституционное ограничение компетенции органов власти их полная независимость в пределах закона. Приближение власти к народу — все вопросы, которые могут быть решены самими гражданами должны ими и решаться. Правление элит, осуществляемое с согласия народа. Кодекс Граждане Экспертиза Об экол. Кодекс Жители Референдум З-н О референдуме в РФ Охрана природы Об охране окр. Вопросы местного значения Об общих принципах орг-ции МСУ Правотворческая инициатива З-н О МСУ в СПб, ст. Карпов Copyright ©2004-2016 ЭКОМ.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Полки в парной своими руками
Диета после кишечной инфекции
152 федеральный закон
Курс евро хабаровск
Высказывания булгакова о любви
Поздравление с днем брату
Суп с ребрышками
Стройбат санкт петербург каталог товаров
Капли в нос хьюмер инструкция
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Текст для контрольного списывания
Итоги крещения руси таблица
Поздравления отца невесты на свадьбе
Ацц порошок 200 инструкция
96 постановление правительства
Кислые фрукты и ягоды список
Внутренняя среда организма таблица