Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
27.11.2015

Расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино

Оглавление Сто великих музыкантовМОСКВА "ВЕЧЕ" 2003 Автор-составитель Самин, Издательство "Вече", 2002. Введение Воздействие музыки воистину уникально. Она может вызвать бурную радость и наслаждение или, наоборот, ввергнуть в сильное душевное переживание. Музыка может побудить слушателя к серьезным размышлениям, открыть неизвестные ранее стороны жизни. Она зовет не только размышлять, но и расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино. Часто слушатель с удивлением обнаруживает, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу человека, которого никогда не видел. Но музыку не зря называют исполнительским искусством. Только исполнитель может заставить музыку зазвучать и погрузить нас в тот мир чувств, мыслей, который заложил композитор в свое произведение. Более того, исполнитель может и углубить наше впечатление своей великолепной игрой. Вот что пишет М Цыпин о выступлении пианиста Владимира Владимировича Софроницкого: "Софроницкий не просто исполнял хорошо, превосходно исполнял ту или иную программу, обозначенную на концертной афише. Музицируя, он словно бы исповедовался людям; исповедовался с предельной откровенностью, искренностью и - что очень важно - эмоциональной самоотдачей. Об одной из песен Шуберта - Листа он обмолвился: "Мне хочется плакать, когда я играю эту вещь". В другой раз, подарив залу поистине вдохновенную интерпретацию си-бемоль-ми-норной сонаты Шопена, признался, сойдя в артистическую: "Если так переживать, то больше ста раз я ее не сыграю". Действительно, переживать исполняемую музыку так, как переживал за роялем он, было дано немногим. Публика это видела и понимала; здесь крылась разгадка необычайно сильного, "магнетического", как уверяли многие, воздействия артиста на аудиторию. С его вечеров, бывало, уходили молча, в состоянии сосредоточенного самоуглубления, будто соприкоснувшись с тайной". Всякое талантливое исполнение импровизационно. Настоящий мастер находит в любом даже самом известном произведении -новые грани, чер100 ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ ты. Это возможно благодаря тонким нюансам, динамическим и темповым отклонениям, разнообразию в извлечении звука и другим выразительным средствам. Крупный мастер доносит до нас музыкальное содержание каждого предложения, каждой фразы, части произведения, всего сочинения, раздвигая рамки представлений о хорошо известном сочинении. По поводу интерпретации хорошо высказалась знаменитая клавесинистка Ванда Ландовска, известная исполнительница произведений великих композиторов прошлого: "Меня расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино, когда я слышу: "Если бы Бах или Моцарт могли слышать вас, как они были бы счастливы! Да потому, что я уверена: то, что я делаю в области красочности, регистровки и т. Пуристам, твердящим мне: "Это делалось таким-то образом, вы должны с этим считаться" и т. Критикуйте сколько вам угодно, но не кричите. Мне нужны покой, тишина и лишь те зерна иронии и скепсиса, которые необходимы для научного исследования, как соль для пищи". Я никогда не старалась буквально воспроизвести то, что делали старые мастера. Я изучаю, я скрупулезно исследую, я люблю, и я воссоздаю. Средства не имеют значения. Вслед за иезуитами я повторяю: "Результат оправдывает средства". Когда я вырабатываю, например, регастров-ку, то ищу ту, что кажется мне логичной, красивой и наиболее полно выявляющей баховскую просодию путем смены регистров в должных местах. Я сознаю, что расположение регистров на клавесинах баховского времени некоторым образом отличалось от их диспозиции на моем "Плейеле". Но меня мало беспокоит, если для того, чтобы добиться желаемого эффекта, я использую не точно те же средства, которые были в распоряжении Баха". Принято говорить о музыке народной и профессиональной. Соответственно делятся и музыкальные инструменты. В данной книге ничего не будет сказано об исполнителях на народных инструментах, а речь пойдет только о профессиональных музыкантах. Дело даже не в ограниченном объеме, уже ставящим перед трудным выбором расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино большого числа великолепных исполнителей классической музыки и популярной. Среди главных причин бесчисленное количество народных инструментов - каждая, даже маленькая страна имеет их не Введение один и не два Естественно, каждая страна имеет и своих выдающихся исполнителей При всей условности выбора, можно определить лучшего среди десяти пианистов А как определить, кто лучший исполнитель на ложках или на там-таме9 Большинство музыкантов, представленных здесь, играет на самых популярных инструментах - фортепиано, скрипке и виолончели. Однако автор среди прочего ставил целью ознакомить читателей и с исполнителями на многих других не столь распространенных инструментах, таких как альт, арфа, клавесин, контрабас. Отсюда стремление к контрастным формам токкаты, позволявшей показать мастерское владение различными типами техники и фактуры; отсюда и рождение развитой формы фантазии или ричеркараоснованной на яркой смене фаз движения, непрерывных в своем сцеплении, или вариации хоральной и песеннойдающей контрастную последовательность эпизодов; отсюда, наконец, выдвижение виртуозных красочно-инструментальных моментов. О широте замысла и вдохновенности исполнения нидерландских органистов существует много мемуарных свидетельств, вплоть до конца XVIII века. Так, Верней с восторгом отзывается об амстердамском слепом органисте Потове, по сравнению с импровизациями которого исполнение большинства немецких органистов ему казалось сухим. С еще большим основанием приведенные слова наблюдательного и пытливого англичанина можно отнести к расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино практике XVII века. Традиции нидерландских органистов были усвоены в других странах. И уже отЯН-ПИТЕР СВЕЛИНК туда, обогащенные, они вернулись к Нидерландам. Расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино вершине этого встречного пути находится Свелинк". Ян-Питер Свелинк родился в 1562 году в Девентере. Сначала Яна обучал отец, который умер в 1573 расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино. Питер Свенлинк воспитывал сына в духе старонидерландских традиций. С ним также занимался флейтист Образование Ян продолжил в Венеции, куда был послан управлением города Амстердама. В Италии он обучался у Царлино и, вероятно, Габриели и Меруло. Прожив в Италии с 1578 по 1580 год, Свелинк вернулся на родину, где стал органистом "Старой церкви". Интересно, что в этой амстердамской церкви работал отец Яна-Питера, а после - его сын Дирк, родившийся в 1591 году. В это время Свелинк знакомится с творчеством английских вирджина-листов - в частности с Буллом, Филипсом, а также Дирингом, переселившимися во Фландрию изза начавшихся в Англии религиозных смут. Свелинк прославился как исполнитель-органист не только на родине, но и далеко за ее пределами. Музыкальный словарь Вальтера 1738 называет его "чудом среди музыкантов и органистов". Особенно сильное влияние Свелинк оказал на немецких органистов, таких как Для них музыкант составил "Правила композиции". Свелинк принимал активное участие в музыкальной жизни города в качестве члена объединения музыкантов и любителей музыки Амстердама. Питер Свелинк, которого называли последним великим нидерланцем, умер 16 октября 1621 года в Амстердаме. К сожалению, после ухода из жизни его учеников во второй половине XVIII века имя великого музыканта было забыто. Период забвения закончил благодаря настойчивым изысканиям Зейфферта, которому удалось восстановить многосторонний творческий облик гениального голландского органиста. Только спустя примерно 250 лет после смерти Свелинка его инструментальные произведения были впервые опубликованы! В своих токкатах, фантазиях, ричеркарах, вариационных циклах на духовные и светские мотивы Свелинк предстает мастером, стремящимся к обобщению различных национальных культур. От старонидерландской школы музыкант расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино размах и вдохновенность фантазии, от расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино - склонность к крупным, циклопическим построениям, а от англичан - острое ощущение инструментальных возможностей: виртуозного пассажа, гармонической краски, мелодической фигурации. Все это перенесено не механически, а скреплено столь характерной для голландской культуры XVII века тягой к трезвому реализму, к пропорциональной соразмерности частей, к стройной архитектонике. Больших художественных результатов добивается Свелинк в фантазиях: здесь полностью раскрывается сила творческого вдохновения выдающегося голландского мастера. Его опыты в этом жанре послужили основой в создании позднейшей фуги. Конечно, в этом отношении он имел расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино. Ученик венецианцев, Свелинк усвоил их метод построения больших ричеркаров путем контрапунктического "освещения" темы в различных аспектах: в расширении, сжатии, обращении, ракоходном движении. Английские вирджиналисты научили его мотивно-фи-гурационной разработке и гомофонному развитию. А свойственное Све-линку чувство архитектоники помогло привнести в эту форму внутреннюю законченность и единство, которых не хватало ричеркарам венецианцев. Наибольшей самобытностью отмечено вариационное искусство Свелинка. Но - любопытная деталь! Музыка Свелинка теплеет, становится человечнее и лишается черт дидактики и риторики, как только он обращается к народным мелодиям". Для исполнительского мастерства Свелинка характерна энергичность и мужественность, "открытость" чувств и лиризм. Творчество музыканта способствовало обновлению жанра и стиля клавирного искусства под живительным воздействием народной музыки. Амброс так охарактеризовал творчество Фрескобальди: "Под руками Фрескобальди впервые раскрылось все великолепие и величие органа. В его органных пьесах всюду пылает огонь гения; разнообразные формы растут, красочно развиваясь в большое целое. В них запечатлены мощная сила, энергичная жизнь; ничего миниатюрного или мелкого - совершенные, глубокого смысла композиции, гениально разрешенные трудные фактурные задачи. Фрескобальди роДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ дился в 1583 году в Ферраре. Крестили его, вероятно, 12 сентября того же года. В юности Джироламо пел в церковном хоре. Игре на органе учился у Суперби. Занимался также у Луццаски, вместе с которым работал при дворе расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино герцога. С 1604 года Джилорамо был органистом и певцом конгрегации, впоследствии получившей название Академия "Санта-Чечилия". В 1605-1607 годах музыкант совершил путешествие в Нидерланды. В 1607 году стал расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино церкви Санта-Мария ин Трастевере. В том же году он сопровождал Бентивольо, как папского нунция, в Брюссель, затем побывал в Швейцарии, Лотарингии и Люксембурге. С 1608 года жил он в Риме, где был органистом в капелле Юлия в соборе Св. Фрескобальди находился на службе у кардинала Позднее проживал в Мантуе и Флоренции. Воспоминания современников полны восторженных отзывов о нем как о непревзойденном исполнителе импровизаторе. Вот что, к примеру, писал в 1639 году французский виолист Могар: "Не без основания этот известный расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино пользуется такой большой славой в Европе. И, несмотря на то что печатные произведения дают достаточно свидетельств его способностей, нужно послушать, как он импровизирует токкаты, полные тонких и поразительных находок, чтобы иметь суждение о его глубоком мастерстве. Он образец для всех наших органистов - надо расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино в Рим, чтобы послушать его". Выпущенный в 1792 году словарь Гербера называет Фрескобальди "отцом подлинного органного стиля". К Фрескобальди приезжали учиться музыканты из многих стран Европы. Среди его учеников, в частности, был немецкий композитор и органист Иоганн Якоб Фробергер, один из выдающихся предшественников Баха Фрескобальди издал 8 сборников, которые дают возможность проследить эволюцию Фрескобальди и как исполнителя, и как композитора. Так в 12 фантазиях, выпущенных в 1608 году в Антверпене, новаторские искания в сфере тематизма и приемов его варьирования сочетаются с дерзновенным экспериментированием в области гармонии. Фрескобальди ча12 100 ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ сто применяет диссонансы, которые, по выражению современников, "обжигают пальцы". Использует музыкант и внезапные модуляции, задержания, хроматизмы. Все перечисленные средства используются для усиления драматической выразительности. Большой интерес представляют требования, которые Фрескобальди предъявляет к исполнению. В предисловии к первому сборнику расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино и партит "А1 Lettore" 1614 года, названном "К изучающему", звучит настоящий манифест, утверждающий манеру исполнения, которая спустя столетие получила название tempo rubato. Свои теоретические положения Фрескобальди в 1624 году подробнее изложил во введении к сборнику каприччио, а также частично их повторил в наиболее известном собрании "Музыкальные цветы" в 1635 году. Фрескобальди рекомендует давать расширение движения в начале и в конце больших периодов; ясно отграничивать разделы формы, но помнить о художественном единстве пьесы; отчетливо "произносить" орнаменты "последнюю ноту украшения или пассажа следует задержать, прежде чем пойти дальше". Он требует артикулированного, а не механического исполнения пассажа "если в обеих руках пассажи, то на предшествующей ноте надо немного остановиться, чтобы затем сыграть их с большим блеском" ; наконец, он вводит и тот прием ритмического украшения, который позднее получит наименование "ломбардской манеры" превращение равных по длительности шестнадцатых в ноты пунктирного ритма, где "не первая, но вторая шестнадцатая должна иметь точку". Как исполнитель, как творчески импульсивный музыкант Фрескобальди тяготеет к новому стилю, утвердившемуся, расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино всего, в вокальной музыке. Как композитор он возвышается последней вершиной уходящей органной традиции. Он не порывает с ней, хотя привносит много нового вариационно-мотивное развитие, тональная фуга и пр. В этой двойственности раскрывается своеобразие его творчества, в котором сплавлены элементы обостренного субъективизма и логики, глубокого лиризма и драматизма". Как исполнитель Фрескобальди обладал исключительным даром импровизации. Искусство церковного органиста приобрело у него концертный размах. Об этом новом импровизационном стиле писал и сам маэстро: "Играть, не соблюдая такта - так же, как исполняются мадригалы, сообразно чувствам или смыслу слов". Интонационная свежесть и эмоциональная непосредственность музыки Фрескобальди не оставляли равнодушными. У консервативного лагеря АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ они вызывали недружелюбные отклики. Очень резко отзывался, в частности, Дани. В своей переписке с Мерсенной в 1640 году он называет Фрескобальди человеком "очень грубым, неспособным понять слова, которые редко встречаются в плебейском расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино. Вся ученость его заключена в кончиках пальцев". Далее с оттенком пренебрежения Дони пишет, что фрескобальди сочиняет "фантазии, танцы и тому подобные пьески". Такой отклик он дает на восторженный отзыв Мерсенна, который поставил Фрескобальди в один ряд с другими крупнейшими современными композиторами Италии - Умер Фрескобальди 1 марта 1643 года в Риме. Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Гоманьи Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещенной семье. Среди предков Арканджело было много священников, врачей, ученых, юристов, поэтов, но. Отец Корелли умер за месяц до рождения Арканджело. Вместе с четырьмя старшими братьями он воспитывался матерью. Когда сын стал подрастать, мать привезла его в Фа-энцу, чтобы расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино священник преподал ему первые уроки музыки. Занятия продолжались в Луго, затем в Болонье, куда Корелли попал в 1666 году. В Болонье Корелли учился игре на скрипке у тамошних мастеров - Дж. Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импрови14 100 ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ затора Бруньоли. Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с успехом играл в церквах, театрах, "академиях". Он начал вторым скрипачом в оркестре театра Tor di Nona, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов был капельмейстером церковных концертов. Необыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики не вскружило ему голову Корелли сосредоточенно и настойчиво продолжает совершенствоваться под руководством композитора Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа. Несмотря на гордый, независимый нрав, характерный для больших художников, Корелли не мог обойтись без поддержки у богатых меценатов. От последнего в 1690 году он перешел на службу к кардиналу Оттобони. Справедливость требует отметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В этот период он создал большую часть расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина 1700 год и, наконец, concerti grossi 1712 год. Ведя жизнь скромного расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино и никогда не выезжая за границу, Корелли завоевал расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино славу и оставил после себя школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как Пьетро Лока-телли, Франческо Джеминиани, Джованни Баттиста Сомис и другие. Последователем Корелли был также крупнейший скрипач XVIII расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино Джузеппе Тартини. Какой известностью пользовался Корелли за пределами Италии, видно из того, что еще в 1708 году, когда распространился ложный слух о его кончине, дипломатическому агенту одного из немецких княжеств, аккредитованному при папском дворе, было официально поручено выразить сочувствие. Расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино уцелевшем письме племянника Корелли на родину говорится о том, что кончина Корелли "опечалила и Рим, и мир". В 1709 году Корелли начал испытывать приступы меланхолии и перестал выступать публично. В конце 1712 года он оставил дворец Оттобони и переехал на свою чаАРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ стную квартиру. Обстановка же состояла из кресла и расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино, четырех столов, из которых расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино был алебастровым в восточном стиле, простой кровати без балдахина, алтаря с распятием и двух комодов. Гендель сообщает, что обычно Корелли одевался в черное, носил темное манто, ходил всегда пешком и протестовал, если ему предлагали коляску. Единственным богатством его жилища являлась коллекция картин инструментов. Коллекция картин 136 картин и рисунков содержала полотна Тревизани, Маратти, Брейгеля, пейзажи Пуссена, мадонну Сассо-феррато. Погребен он был в Пантеоне, где с XVI века хоронили художников, архитекторов, скульпторов. При жизни Корелли получил прозвище Аркомелио Эримантео. Если расшифровать первое, то получается: расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино - смычок, мело - петь, то есть - "поющий смычок". Второе обозначало самую высокую гору в Аркадии, то есть в переносном значении - "Олимп". В целом получалось: "Поющий смычок, Олимпиец", что расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино о необычайно высокой оценке мастерства Корелли. Трудно назвать другого мастера, творчество которого получило бы расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила. Корелли утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. В то время эстетика барокко и вычурно-надуманная поэзия маринистов отчасти оказали воздействие на манеру скрипичной игры, и она нередко страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихренность стиля, неистовость эмоционального тонуса, какую так часто можно было тогда наблюдать в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах. Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приемах выразительности. Обнаженная, так ска16 100 ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ зать, непосредственность выражения также не была в его художественной натуре. Техника его, в то время не знавшая равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведения. Он предпочитал мягкие, певучие и глубокие звуки; расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино тона сочеталась в его игре с выразительной, разнообразной нюансировкой. В своей статье о великом скрипаче Ямпольский отмечают: "Корелли был первым скрипачом, создавшим педагогическую школу мирового значения. Исполнительский стиль у Корелли целиком определялся его творческими принципами. Пальцы Корелли являлись только "слугами его души". Описание игры Корелли, величайшего виртуоза своего времени, говорит о том, как он волновал и трогал слушателей, увлекая силой выраженных им чувств. Техническая сторона игры отступала у него перед силой дара музыкальной речи. Современники отмечали яркую выразительность игры Корелли, богатство и разнообразие оттенков. Про самый звук Корелли его ученик Джеминиани говорит, что он напоминает звук "мягкой трубы". Это сопоставление хорошо вводит нас в эстетику скрипичной игры эпохи Корелли, когда выразительность не превращалась в резкость, грубость, но где в то же время имелась ясность, округленность звуковой подачи. Английский историк музыки Хоукинс, основываясь на беседах с Джеминиани, стремится подчеркнуть благородство, изящество игры Корелли при твердости и ровности расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино его скрипки. Однако тот же Хоукинс не упускает случая подчеркнуть "патетичность", страстность исполнения Корелли. От Тартини, верного хранителя скрипичных традиций Корелли, сохранился завет, обращенный к ученикам: ". Чтобы хорошо играть, необходимо хорошо петь". От самого Корелли сохранилось другое, не менее смелое указание, обращенное к ученикам: "Вы не слушаете живую речь". Даже не профессионалы, а просто культурные, чуткие слушатели умели оценить в Корелли его стремление добиться "точного аккорда у инструментов", а что он делал со своей собственной скрипкой, это "превосходило самое чудо". Он расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино себя не только как блестящий исполнитель, но и как незаурядный композитор, автор нескольких опер и многочисленных сочинений для гамбы. МАРЕН МАРЭ Родился Марен Марэ 31 марта 1656 года в Париже. Он начал обучение на гамбе, повидимому, под руководством Отмана, но главным его педагогом был Сен-Коломб. Мастерству композиции Марен обучался у Люлли. Их также связывали и дружеские отношения. Свою оперную расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино Марэ сочетал со службой при дворе в качестве солиста-гамби-ста. Это место он занимал с 1685 по 1725 год, нося титул "Ordinaire de la Musique de la Chambre du Roy". Современники Марэ и другого выдающегося гамбиста Форкрэ говорили, что первый играл, как ангел, а второй, - как дьявол, желая этим подчеркнуть мягкость и грацию исполнительского стиля Марэ. Леолан писал в 1740 году, что Марэ "пользовался особым уважением за оригинальность своего превосходного мастерства и за прекрасное исполнение". Характерными для творческого почерка Марэ были танцевальность, импровизационность, обилие мелодических украшений. Мелодика музыканта часто обнаруживала близость к народно-песенным интонациям. Пьесы Марэ по стилю родственны произведениям французских клаве-синистов, развивавшихся, в свою очередь, под известным влиянием гам-бовой культуры. Исключительным успехом у современников пользовалось исполнение Марэ пьесы "Лабиринта". Музыкант изображал человека, блуждающего по лабиринту и, наконец, отыскивающего выход. Надо заметить, что музыкант порой переходил границы художественной изобразительности, впадая в натурализм. Как пример можно привести исполнение пьесы, озаглавленной "Картина хирургической операции". Здесь Марэ звуками пытается изобразить "содрогание при виде аппарата", крики оперируемого и т. Украшения как средства выразительности играли в творчестве гамбистов значительную роль из18 100 ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ за особенностей техники гамбы с ее ограниченными динамическими возможностями, с ладами на грифе, мешающими вибрации и т. Кузнецов, характеризуя выразительную сущность украшений в творчестве клавесинистов и лютнистов, писал, что "и для тех и для других "украшения", будучи органической частью мелодии, были связаны с их стремлением к тонкому штриху, деликатному нюансу, к следованию за каждым движением человеческой души и сердца". Слова эти полностью могут быть отнесены и к французским гамбистам. Подробное описание украшений у Марэ появилось еще до известных указаний Куперена. Так, приводя отрывок в "batteries", штриховой прием, позже прочно вошедший во расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино виолончельную технику, Марэ отмечает: "Обозначенные здесь точки показывают, что нужно заполнить пустоту между темой и басом так, расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино не создавать диссонансов; почти всегда это - мажорная или минорная терпит иногда квинта или секста, смотря по обстоятельствам; если точки и отсутствуют в "batteries", все же не нужно забывать об этом правиле, которое является весьма существенным для гармонии". Марэ блестяще владел многоголосной техникой. По-видимому, под влиянием лютневого искусства, он широко применяет игру аккордами. Характерна в этом отношении прелюдия Марэ из первого сборника 1686 - "Lent", где использованы и двухголосная игра и аккорды. Струге справедливо подчеркивает ее "баховские" интонации. Но в то же время здесь именно не в пьесе-миниатюре танцевального или звукоизобразительного характера, а в пьесе с несомненно глубоким художественно-психологическим содержанием обнаруживается разрыв между творческим замыслом композитора и орудием его воплощения - гамбой. Пьеса, требующая мощных динамических нарастаний, экспрессивного звучания, эпизодического выделения мелодии на отдельной и не только верхней струне, естественно, не могла быть соответствующим образом исполнена на гамбе - инструменте, который переставал отвечать запросам развивающейся музыкальной культуры. Таким образом, уже в последних десятилетиях XVII века начинает сказываться несоответствие выразительных возможностей этого инструмента новым художественным запросам, приводящее в XVIII веке к кризису гамбового искусства". Лучшие гамбовые сочинения Марэ были изданы в Париже в пяти книгах, между 1686 и 1725 годами. Сборники эти имеют известную педагогическую направленность. Они представили обильный и разнообразный материал для изучающих игру на гамбе. ДЖИОВАННИ БОНОНЧИНИ Как педагог Марэ проявил себя в роли учителя четырех расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино своих 19 детей. Особенно выделился среди них Рапан Марэ, родившийся в 1678 году и с 1725 года служивший при дворе в качестве солиста на гамбе. Слышавший его в Париже Кванц отмечал точность изящество его исполнения. Умер Марен Марэ 15 августа 1728 году в Манте близ Парижа. Бонончини родился в 1672 году в Модене, в семье крупного композитора Джиованни Марии Бонончини. Неудивительно, что первоначальное образование мальчик получил в родном городе под руководством отца. С раннего возраста Джиованни расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино в Болонье. Здесь он расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино у знаменитого Дж. Колонна по расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино и Дж. Расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино детстве Джиованни также играл на скрипке. Архивный документ 1686 года позволяет узнать, что Бонончини в это время был учеником-певчим и "играл на некотором инструменте" в капелле Св. В капелле он служил расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино 1688 года. В то время там работал Габриэли. Без сомнения, последний оказал заметное влияние на формирование молодого музыканта. Близкое общение с этим крупнейшим представителем болонской виолончельной школы ускорило творческое развитие Бонончини, который уже в юном возрасте славился как виолончелист-виртуоз. Чрезвычайно рано проявилось и композиторское дарование Джиованни. Так, писатель Ромен Роллан, называя Бонончини "замечательным виолончелистом", пишет, что "он издавал свои первые вещи в тринадцать лет, в четырнадцать был членом Филармонической академии в Болонье и регентом капеллы в пятнадцать". В 90-е годы XVII века Бонончини занимает место придворного виолончелиста в столице Австрии. Начинается его многолетняя деятельность в 100 ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ различных европейских странах. Бонончини прославился как композитор, написав несколько десятков опер. Они ставились под его руководством в ведущих музыкальных расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино - Вене, Берлине, Риме, Лондоне. Гинзбург: "Свыше десяти лет продолжалось известное в истории оперного искусства соперничество между Генделем и "царем итальянской моды" Бонончини, начавшееся вскоре после прибытия последнего в Лондон в 1716 году и закончившееся лишь в 1728 году в связи с обвинением Бонончини в плагиате, после чего ему пришлось уехать из Лондона". Однако деятельность оперного композитора не заслонила Бонончини-исполнителя. В конце XVII столетия он выступает как виолончелист-концертант в Вене. В Лондоне Бонончини "подобно Генделю, но на виолончели, более благородном инструменте, чем клавесин. В двадцатые годы XVIII века в Риме Бонончини также славили как первоклассного виолончелиста: Документ 1722 года называет Бонончини "знаменитым музыкантомвиолончелистом и композитором, служащим расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино качестве виртуоза при посольском дворе графа Уэльского". Верней называет Бонончини отличным виолончелистом. По его словам, исполнительскому стилю Бонончини в большей степени присущи были мягкость и нежность и в меньшей степени - драматизм. Эту характеристику, подчеркивающую лирико-выразительные черты стиля Бонончини, подтверждает Гербер, отмечающий талант Бонончини "выражать нежные и грустные чувства". Тут же автор подчеркивает совершенство речитативов Бонончини их "абсолютное соответствие выразительной речи". Гербер, отдавая Бонончини должное как музыканту, вместе с тем в характеристике его как человека не скупится на такие эпитеты как "тщеславный", "надменный", "гордый", "завистливый", "честолюбивый". С виолончелью Бонончини не расставался и в преклонном возрасте. Будучи в 1733 году в столице Франции, музыкант написал Мотет с партией облигатной виолончели. Это произведение он сам исполнил в одном из Concerts Spirituels. Виолончельное мастерство Бонончини находилось расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино высочайшем уровне. В подтверждение этого говорит и тот факт, что оно было положено в основу одной из первых виолончельных школ - Школы Мишеля Коррет, изданной в Париже в 1741 году. Коррет считал исполнительское направление Бонончини самым популярным в Европе. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ Коррет, кстати, приписывал Бонончини "изобретение" виолончели. Мнение это разделялось в начале XVIII расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино и в Англии. С одной стороны, это говорило о еще малой популярности виолончели в некоторых странах, с другой - о виолончельном мастерстве самого Бонончини. Умер Бонончини в Вене в 1755 году. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. В роду Бахов были флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом. Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос сопрано и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты. В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. Закончив гимназию в 1703 году, он получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось воспользоваться этим правом, так как нужно было добывать средства к существованию. В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. Он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде. Бах был лучшим среди своих современников исполнителем расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино органе и расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники. Рассказывают, расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и кла- ¦ весинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же". Гербера отмечали, что "его вполне можно назвать сильнейшим клавиристом и органистом своего, а возможно, и будущих времен". Даже враждовавший с Бахом Шей-бе с восхищением писал: "Поразительно, как он может так сплетать вме-сте свои пальцы и ноги и делать посредством их огромные скачки и при том не извлекать ни одной фальшивой ноты и не изменять положения корпуса". Шульц также подчеркивал эту особенность: "Бах, великий Иоганн-Себастьян Бах, как это единодушно утверждают все, кто его слышал, играл, не делая ни малейшего движения телом, незаметно даже было, как двигались его пальцы. Но что представляют собой все трудности на всех инструментах по сравнению с тем, что 30 расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино назад передавал на клавире и органе этот человек?. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ А вот еще восторженные отзывы о Бахе Марпурга: "В лице Баха соединились таланты и совершенства многих великих людей". Восторги вызывало его искусство импровизации. Бах, - пишет его первый биограф Форкель, - садился вне богослужебных собраний за орган, о чем его очень часто просили приезжие, то, выбрав тему, он разрабатывал ее во всех формах органной композиции так, что тема эта всегда служила ему основой - даже тогда, когда он играл по два или несколько часов без перерыва. Сначала он разрабатывал свою тему для прелюдии и фуги, используя всю мощь органа. Затем проявлялось его искусство реги-стровки в трио, расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино и т. Далее следовал хорал, напев которого имел в трех или четырех различных голосах в качестве контрапункта нашу первоначальную тему. Наконец, заключением служила фуга, исполняемая полным органом, в которой или господствовала первая варьированная тема, или по мере надобности присоединялись еще новые - одна или две темы". С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенс-кого, куда он был приглашен, не было органа. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора руководителя хора певческой школы при церкви Св. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: "Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра". Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Так было и на этот раз В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокальноинструментальные композиции. Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино принимал активное участие в деятельности "Музыкальной коллегии" города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим 100 ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ успехом Бах выступал на концертах "Музыкальной коллегии" как солист и дирижер. Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки! Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за все приходилось кантору. Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора, обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные инструментальные ансамбли. Наибольшие триумфы как органист-импровизатор Бах пережил в Дрездене в 1731 и 1736 годах, в Касселе - в 1732-м и уже в старости в Берлине при посещении Фридриха II в 1747 году. Последние годы жизни композитора бьши омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен. Выдвинутые им принципы постановки руки, их движений и аппликатуры направлены к достижению этой цели". Форкель приводит очень важные замечания Баха. При переходе с одной клавиши на другую мера силы или нажатия клавиши, послужившая для воспроизведения первого звука, перебрасывается с величайшей скоростью на следующий палец, так что оба звука не отрываются расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино от другого и не сливаются". Музыка Баха требовала максимального использования всех расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино обеих рук. Новые условия потребовали сменить старую "трехпальцевую" аппликатуру. Великий музыкант разрабатывает новые принципы смены и подкладывания пальцев. Бах говорит во введении к своему трактату 1753 : "Мой покойный отеи рассказывал мне, что он слышал в своей молодости больших музыкантов, употреблявших первый палец только при больших растяжениях. Хак как он жил в то время, когда мало-помалу начали происходить коренные изменения в музыкальном вкусе, то был вынужден придумать более усовершенствованное применение пальцев и, главным образом, ввести, сообразно требованиям природы, употребление расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино пальца, который помимо оказания других хороших услуг был совершенно необходим в трудных тональностях". Бах был не только великим творцом исполнителем, но и замечательным педагогом, воспитавшим славную плеяду учеников. Для занятий он писал свои маленькие прелюдии, инвенции и другие инструктивные пьесы. Он вошел в летопись музыкальной истории, прежде всего, как один из основоположников фортепианной музыки. Доменико Скарлатти родился 25 октября 1685 года в Неаполе. Его отец, знаменитый композитор Алес-сандро Скарлатти, был его первым ' учителем музыки. Отличными музыкантами были и другие члены се' мьи - братья отца и его сыновья. Имена не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо, Франческо Скарлатти были известны в Италии и других странах. Еще ребенком Доменико проявил блестящие способности к игре на чембало и органе, а в отроческие годы за26 100 ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ 1 ДОМЕНИКО СКАРЛАТТИ нял должность органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он усовершенствовался в сочинении под руководством композиторов Первое произведение, доставившее ему известность, - опера "Октавия" - написана в 1703 году. В 1705 году отец отправил Доменико в Венецию - совершенствоваться у видного композитора При этом он снабдил сына рекомендательным письмом: "Его талант действительно вышел на простор, но это талант такого сорта, что не подходит для нашего города. Словом, я посылаю его подальше от Рима, потому что Рим - плохое место для музыки, пребывающей здесь в нищете. Этот мой сын - орленок, чьи крылья уже выросли, и ему не следовало бы сидеть дома без дела, а мне не следует препятствовать его полету. Он отправляется навстречу возможностям, которые откроются перед ним по мере того, как его узнают, - возможностям, которых сегодня ему напрасно было бы дожидаться в Риме". Четыре года пребывания в Венеции многому научили Доменико. Занятия с Гаспарини, общение с прославленным педагогом и теоретиком, падре Бенедетто Марчелло, знакомство с Генделем позволили ему набраться опыта и смело смотреть в будущее. Вернувшись затем в Рим, он получил возможность испытать себя в необычном, возможно, первом в истории исполнительском конкурсе. Кардинал Оттобино устроил соревнование между Расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино и Скарлатти. Сначала друзья-соперники играли на клавесине, и многие ценители отдали предпочтение итальянцу, но затем настала очередь показать свое мастерство на органе, и тут Скарлатти первым признал превосходство соперника. Это, впрочем, не нарушило связывавших их дружеских уз. Затем Скарлатти перебирается в Рим. Вскоре по приезде в "вечный город" он появился в "академии" Оттобони, где сблизился с Генделем, и эта дружба сохранилась на долгие годы. Репутация Скарлатти-младшего позволила ему получить хорошее место, став руководителем капеллы польской королевы Марии Казимиры, жившей тогда в Риме. На сцене ее домашнего театра были поставлены его оперы, прозвучала и оратория, но большого резонанса они, судя по всему, не получили. Тем не менее карьера музыканта развивалась успешно. В 1713 году он стал ассистентом престарелого руководителя ватиканской капеллы Баи, а расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино следующий год тот умер, и Скарлатти возглавил капеллу, оставаясь во главе ее пять лет. Одновременно расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино исполнял и не слишком хлопотные обязанности капельмейстера португальского посольства при святой столице. Расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино имя его становится известным пределами Апеннинского полуострова. Одна из опер композитора - "Нарцисс" - ставится даже в лондонском театре "Хеймаркет" в 1720 году ЮЛЬ- II В 1719 или 1720 году точно неизвестно в жизни композитора происходит событие, круто переменившее его судьбу: он переезжает в Лиссабон, куда его пригласили, чтобы возглавить капеллу португальского короля и одновременно расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино уроки музыки принцессе Марии Барбаре. Позднее, в 1746 году, его воспитанница стала испанской королевой и переехала в Мадрид, взяв с собой и Доменико Скарлатти, получившего почетную должность "маэстро ди камара". Здесь он и провел свои последние годы. По имеющимся сведениям, покинув родину, композитор расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино туда лишь дважды - в 1724 году, чтобы повидаться с больным отцом, и через четыре года, чтобы сыграть свадьбу с Марией Каталиной Джентиле. В Испании слава Скарлатти достигла апогея. Там он написал большую часть расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино произведений, которые навсегда обессмертили его расписание маршрутки 176 ярославль главный щедрино, - фортепианных клавирных сонат. Здесь он приобрел и талантливых учеников, воспринявших его принципы, и создал свою школу, к которой принадлежали выдающиеся музыканты, в том числе высокоодаренный испанец Антонио Солер. Но Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни. С наступлением старости и болезни королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулся от него. Сказались и последствия его рассеянной жизни. Он умер в Мадриде 23 июля 1757 года в бедности, оставив без средств к существованию большую семью.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Собрание сочинений валентин пикуль
Технические характеристики hyundai accent
Обмен карт иль де ботэ
Дом обломова цитаты
Гост 17433 80 статус на 2015 год
Расписание кино в галерее
Расписание автобуса 120 сергиев посад жуклино 2015
Апрельский июньский июльский кризис 1917 таблица
Список крупных предприятий санкт петербурга
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Управление строительства ленинградской области
Энтер рязань каталог
Enough is enough перевод
Совет муниципальных образований томской области
Поздравления призывнику от бабушки
Авито балаково резюме
Автосигнализация fighter 114 инструкция